astana-view

Реестр проблем

№1323

касательно несогласия с приказом Министра транспорта РК от 10.07.2024г. №239 «О внесении изменений в приказ «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в республике Казахстан в международном сообщении».

В Палату предпринимателей с проблемным вопросом обратились предприниматели в сфере грузоперевозок касательно несогласия с приказом Министра транспорта РК от 10.07.2024г. №239 «О внесении изменений в приказ «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в республике Казахстан в международном сообщении». А именно, в соответствии с приказом (гл.2, прг 2, п.16 абз 6) предполагает выдачу иностранного бланка разрешения (далее ИБР) на конкретное автотранспортное средство (далее АТС) с указанием номера АТС в бланке, что осуществляется инспекцией транспортного контроля (далее ИТК). Ранее ИБР выдавался на компанию перевозчика, что позволяло перевозчику самостоятельно распределять бланки внутри своего автопарка. Такой подход обеспечивал необходимую гибкость в условиях часто меняющихся требований международных перевозок. Кроме этого, при изменении маршрута перевозки, поломке транспортного средства или возникновении проблем с визой водителя или прочих непредвиденных ситуаций, когда выполнение перевозки становилось невозможным, перевозчики имели возможность вернуть неиспользованный ИБР в ИТК. Такой бланк мог быть выдан повторно другому перевозчику, что позволяло оперативно перераспределять ресурсы Министерства и минимизировать количество неиспользованных бланков. В соответствии с п.п.3 п.17 и 19 Параграфа 2, Главы 2, рассмотрение запроса осуществляется при наличии запрашиваемого комплекта видов иностранных разрешений. Допускается получение перевозчиком дополнительно до двух иностранных разрешений на перевозку грузов в случае изменения маршрута. При этом, к возврату принимается до шести неиспользованных иностранных разрешений в календарном году по дополнительному запросу. Свыше шести иностранных разрешений учитываются в информационной системе (ИС) не как неиспользованные ИБР, а как невозвращенные. Наказание перевозчика за статус «невозвращённый ИБР» включает блокирование АТС в системе ИС на неопределённый срок, что делает невозможным получение новых ИБР на данное транспортное средство. Изменение маршрута перевозки - распространённое явление в работе автотранспортных предприятий (АТП). Чаще всего оно происходит уже во время выполнения перевозки, что может противоречить предусмотренной перевозчикам возможности изменить АТС в ИБР в течение 30 дней после получения одобрения запроса на ИБР, согласно Статье 18. Такие ситуации часто происходят по причинам, не зависящим от перевозчика: В соответствии со Статьей 12 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДГП) 1956 г., отправитель вправе распорядиться грузом, в частности, потребовать от перевозчика прекратить перевозку, изменить место доставки или выдать груз не первоначальному получателю, указанному в накладной. Транзитные государства нередко принимают решения о запрете транзита по своей территории, введении ограничений на перевозку определённых товаров либо конкретных водителей, когда аннулируют визы водителя и АТП вынуждены менять маршрут перевозки. Такие меры могут привести к тому, что предприятие утратит возможность исполнения своих обязательств по действующим контрактам, а водитель, оставшийся без работы, не будет ожидать приобретения новой машины или, когда истечет срок наказания в 6 месяцев, скорее всего, покинет компанию. Это создаёт дополнительные риски, связанные с потерей квалифицированных кадров и ухудшением репутации предприятия в глазах деловых партнёров. Основные проблемы заключаются в том, что статус «невозвращённые ИБР» может быть присвоен в ситуациях, на которые перевозчик не может повлиять. Такое ограничение негативно скажется на конкурентоспособности казахстанских перевозчиков на рынке международных перевозок. Например, если отправитель запрашивает изменение места доставки груза, перевозчик может отказать из-за сложных правил выдачи ИБР, в то время как перевозчики из других стран таких ограничений не имеют. Так же, присвоение статуса «невозвращённые ИБР» накладывает серьёзное обременение на движимое имущество перевозчика. Согласно разъяснениям Комитета транспорта, такое обременение фиксируется на АТС по VIN-коду и любые дальнейшие законные действия с этим имуществом, включая его отчуждение, передачу в аренду или иные операции, не являются основанием для снятия обременения. При этом, п.п.6 п.17 Приказа не определяет срок снятия данного обременения, что создаёт дополнительные сложности. В соответствии с п.п.9 п.17 Приказа накладывается обременение на АТС за неиспользованный ИБР - на 6 месяцев. Негативные последствия для АТП: Увеличение рисков потери права использования АТС в международных перевозках. - Потеря гибкости в операционной деятельности. - Потеря рабочих мест, особенно среди водителей. - Финансовая нестабильность, так как предприятие лишается возможности своевременно выплачивать лизинговые платежи, что критично для многих АТП. - Ухудшение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли Казахстана. - Снижение конкурентоспособности казахстанских перевозчиков на международной арене. п. 28 и п. 29 устанавливают сроки: - Выезда АТС через пункты пропуска на границе РК в течение 30 календарных дней после получения одобрения запроса. - Возврата бланков в течение 30 календарных дней после въезда АТС на территорию РК. Эти требования не учитывают реальные обстоятельства перевозочного процесса: Переходный период, если АТС находится в рейсе в январе следующего года, а бланк предыдущего года действует до 31 января, завершение рейса в установленные сроки может быть невозможным. Для продолжения перевозки требуется комплект новых бланков, но пункт 17, подпункт 6) Правил блокирует рассмотрение запроса при наличии «невозвращённых» разрешений, исключений не предусмотрено. Даже при выдаче новых бланков это приведёт к фиксации нарушения срока выезда (30 дней с момента уведомления), поскольку АТС всё ещё находится в рейсе. Транзитные перевозки, при погрузке в приграничных странах (Узбекистан, Киргизстан, Россия) момент въезда на территорию РК фиксируется при пересечении пункта пропуска. С этого момента перевозчик обязан вернуть бланки в течение 30 дней (пункт 29). Однако, завершить рейс и своевременно вернуть бланки в такой срок невозможно, что приведет к нарушениям. Задержки на погрузке, задержки при погрузке, особенно в Китае, являются частым явлением. Ожидание АТС на погрузке может превышать месяц и не зависит от перевозчика, что вынужденно нарушает установленные сроки выезда после получения одобрения запроса на ИБР.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

1. Инициировать пересмотр приказа Министра транспорта РК от 10.07.2024 №239 «О внесении изменений в приказ «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в республике Казахстан в международном сообщении» с привлечением представителей перевозчиков, отраслевых экспертов и юридических консультантов; 2. Разработать с участием представителей перевозчиков, отраслевых экспертов и юридических консультантов новую систему учёта и возврата иностранного бланка разрешения ИБР, исключающую санкции за обстоятельства, не зависящие от перевозчиков.

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса и отраслевым департаментом НПП РК «Атамекен». 2. Инициировать пересмотр приказа Министра транспорта РК от 10.07.2024 № 239 «О внесении изменений в приказ «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в республике Казахстан в международном сообщении» с привлечением представителей перевозчиков, отраслевых экспертов и юридических консультантов; 3. Рассмотреть возможность разработки с участием представителей перевозчиков, отраслевых экспертов и юридических консультантов новую систему учёта и возврата иностранного бланка разрешения ИБР, исключающую санкции за обстоятельства, не зависящие от перевозчиков.

Дата включения в реестр:

2024-12-26 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2025-02-28 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Ермұханов Қуаныш Қыдырғалиұлы

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Руководитель подразделения:

Маралбаев Жасулан Геннадиевич

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Дочерние организации

Партнеры