astana-view

Реестр проблем

№922

Субаренда земельных участков в ИЗ и СЭЗ

Согласно ЗРК от 3 апреля 2019 года № 242-VІ ЗРК «О специальных экономических и индустриальных зонах» земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых создаются специальная экономическая зона (далее – СЭЗ) и индустриальная зона (далее – ИЗ), предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) управляющей компании СЭЗ и ИЗ в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан на срок создания СЭЗ и ИЗ. В свою очередь Управляющая компания передает земельные участки, находящиеся в государственной собственности на основании договоров об осуществлении деятельности, на безвозмездной основе (субаренда). Следует отметить, что согласно п.п. 6 п.2 ст.33. Земельного кодекса РК не допускается совершение сделок землепользователями в отношении права землепользования на землях: земельных участков, предоставленных на праве временного безвозмездного и временного краткосрочного возмездного землепользования (аренды). Также согласно ст.38 Земельного кодекса РК вторичный землепользователь всегда является временным землепользователем без права передачи своих прав другим землепользователям. В этой связи, банки второго уровня не рассматривают объекты, построенные на территориях СЭЗ и ИЗ в качестве залога при кредитовании предприятий. Соответственно, вложенные многомилионные инвестиции находятся в бездействии, то есть, нарушаются права участников СЭЗ и ИЗ как инвестора, осуществившее инвестиции в предпринимательскую деятельность.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

РПП города Шымкент

Предложение по решению проблемы:

#64 Внести изменения в ЗРК от 3 апреля 2019 года № 242-VІ ЗРК «О специальных экономических и индустриальных зонах» в части предоставления участникам СЭЗ и ИЗ права первичного временного возмездного землепользования (аренда) и упразднения нормы по передаче земельных участков во временное возмездное землепользование (аренду) управляющей компании СЭЗ и ИЗ.

Пути решения:

1. Направить предложения в МИИР РК, МСХ РК. 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2021-10-01 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
12.06.2025; Данный вопрос решен. Согласно ответа РПП города Шымкент СЗ-РПП16/00347 от 09.10.2024 г.: Внесены соответствующие изменения в Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442. Глава 12 дополнена статьей 119-2 в соответствии с Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ; с изменениями, внесенными Законом РК от 30.12.2022 № 177-VII. Статья 119-2. Земли специальных экономических зон, индустриальных зон республиканского и регионального значения. 2. Участники специальных экономических зон, индустриальных зон республиканского и регионального значения вправе выкупить земельные участки, полученные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в следующих случаях: 1) после истечения срока функционирования специальной экономической зоны при условии исполнения обязательств, предусмотренных договором об осуществлении деятельности в качестве участника специальной экономической зоны; 1-1) после истечения трех лет с момента ввода в эксплуатацию всех объектов (строений, сооружений), предусмотренных договором об осуществлении деятельности на территории специальной экономической зоны, при реализации проектов, относящихся к отраслям обрабатывающей промышленности, которые связаны с обработкой сырья, материалов, веществ, компонентов для нового продукта, на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Обязательным условием выкупа земельного участка согласно настоящему подпункту является осуществление производства продукции на соответствующих объектах (строениях, сооружениях). Положения настоящего подпункта не применяются в отношении земельных участков, перешедших в государственную собственность путем принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд у собственников земельных участков и землепользователей для создания и функционирования специальных экономических зон в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса; 2) в любое время при условии ввода в эксплуатацию всех объектов, предусмотренных проектом участника индустриальной зоны республиканского или регионального значения. При этом участники специальной экономической или индустриальной зоны республиканского или регионального значения в случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, вправе выкупить земельный участок по цене, равной кадастровой (оценочной) стоимости, установленной на момент заключения договора об осуществлении деятельности. В случае незавершения участником индустриальной зоны республиканского или регионального значения строительства объектов недвижимости и (или) связанных с ними зданий (сооружений) в момент упразднения индустриальной зоны республиканского или регионального значения местными исполнительными органами предоставляется право возмездного землепользования на срок не более трех лет. В этой связи, просим актуализировать в Реестре проблемных вопросов.
26.10.2021; По инициативе НПП РК «Атамекен» данный вопрос 03.12.2020г. вынесен на рассмотрение Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Смаилова А.А. Согласно протокольному поручению №20-3/05-2586 от 03.12.2020г. НПП РК «Атамекен» инициировала рассмотрение проблемного вопроса по предоставлению в залог имущества участников СЭЗ и ИЗ для получения льготного финансирования в рамках государственных программ на площадке МИИР РК с участием МСХ РК. По итогам заседания было решено, что МИИР РК совместно с МСХ РК направят разъяснения по возможности использования земельных участков участниками СЭЗ в качестве залоговой массы в соответствии с действующим законодательством. Разъяснение было направлено МИИР РК в Управляющие компании СЭЗ. Также было решено, что МИИР РК должен получить обратную связь от Управляющих компаний СЭЗ и бизнеса о возможности реализации на практике разъяснений, полученных от МИИР РК. В случае получения отрицательных комментариев от бизнеса, было решено, что следующее заседание будет проведено МИИР РК, с участием МСХ РК и НПП РК, с привлечением НБ РК. В июне месяце 2021 года ответы управляющих компаний СЭЗ по данному вопросу были получены и направлены в адрес МИИР РК с просьбой провести повторное совещание с участием всех заинтересованных сторон (№ 08370/05 от 29.06.2021г.). 10 сентября 2021 года МИИР РК проведено совещание по данному вопросу с участием НПП РК, МСХ РК и АФР. МИИР РК озвучены итоги анализа деятельности СЭЗ, проведенного счетным комитетом. По итогам совещания было принято решение провести заседание 21 сентября текущего года с уполномоченными государственными органами и организациями и НПП РК. После планируется провести отдельное заседание в МИИР РК с управляющими компаниями СЭЗ по данному вопросу. 11 октября 2021 года МИИР РК проведено еще одно совещание по данному вопросу, в ходе которого озвучена информация МИИР РК о планируемых поправках в Законодательства РК в части выкупа земельных участков на территории СЭЗ в любое время при условии ввода в экплуатацию всех объектов, предусмотренных проектами участников СЭЗ. Данное предложение МИИР РК представителями банков второго уровня одобрен и поддержан, кроме представителя АО «Банк Развития Казахстана». Согласно сведениям АО «Банк Развития Казахстана» по проектам, реализуемым участниками СЭЗ, имеется повсеместная проблема, связанная с отсутствием законодательного регулирования вопросов выкупа участниками СЭЗ прав землепользования и обеспечения возможности передачи их в залог. В этой связи в целях обеспечения более широкого доступа участников СЭЗ к кредитным средствам и создания единообразной правовой основы использования земельных участков СЭЗ в качестве залогового обеспечения имеется необходимость внесения изменений и/или дополнений в законодательные акты РК, предусматривающие закрепление прав: - участников СЭЗ на передачу в залог прав субаренды (до реализации проекта), представленных для реализации инвестиционных проектов и на выкуп прав землепользования после реализации соответствующего проекта; - кредиторов, в случае реализации права субаренды, на реализацию его не только участникам СЭЗ, но и иным лицам, не являющимся участниками СЭЗ. По итогам совещания принято решения совместно проработать соответствующие изменения и дополнения в законодательство РК по вышеуказанным вопросам. На сегодняшний день соответствующие изменения прорабатывается в рамках Рабочей группы по рассмотрению Законопроекта "О промышленной политике"
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Бакаев Ерлан Габдуллаевич

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководитель подразделения:

Асқар Алмат

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры